МОРЕХОДСТВО
• • • • • • • • • • • • • • • ᛝ ᛟ ᛝ • • • • • • • • • • • • • • •
https://s8.hostingkartinok.com/uploads/images/2017/05/47ddceb270e67d584e4cbace3da523c9.jpg

Ключевой причиной завоеваний и географических открытий викингов стали их суда, которые были гораздо лучше любых других европейских. Боевые корабли скандинавов назывались драккарами. Мореплаватели часто использовали их как собственный дом. Такие суда были мобильными. Их можно было сравнительно легко волоком перенести на берег. Сначала корабли были весельными, позже обзавелись парусами. Драккары отличались изящной формой, быстроходностью, надежностью и легкостью. Их конструировали специально для мелководных рек. Заходя в них, викинги могли отправиться вглубь разоряемой страны. Такие вояжи становились полной неожиданностью для европейцев. Как правило, драккары строились из древесины ясеня. Они являются важным символом, который оставила после себя ранняя средневековая история. Наиболее совершенными  считали драккары, выстроенные таким образом, чтобы корабль, идя на веслах, мог нести на бортах щиты. Следует подчеркнуть, что щиты не приколачивались в бортам, а удерживались особой рейкой с внешней или внутренней стороны борта. Весла же на драккарах не вставлялись в уключины, а пропускались сквозь специальные отверстия – «гребные люки». Для боя корабли обычно сходились на веслах. Если при этом была возможность держать по борту щиты, то есть если корабль был выстроен так, чтобы щиты не перекрывали отверстия для весел и не мешали грести, то щиты служили дополнительной защитой гребцам до начала рукопашной схватки. Паруса шились из шерсти овец. Затем они покрывались жировым слоем, который защищал парус от промокания. Паруса шили прямоугольной и квадратной формы. Парус драккара казался простым лишь на первый взгляд. На самом деле, он представлял собой сложную систему с большим количество элементов управления, позволявшими настраивать его под ветер практически любого направления. Для управления парусом использовались дополнительные деревянные распорки, к которым крепились углы парусов. Эти упоры могли выходить далеко за пределы корпуса судна. Еще одной особенностью конструкции драккаров было то, что мачты на них делались съемными. Команда в случае необходимости могла поднять и опустить ее самостоятельно, не прибегая к каким-то подъемным устройствам вне корабля. Мачта ставилась на тяжелый деревянный упор, который за его форму называли «мачтовой рыбой», задвигалась запором и растягивалась спереди шпагатом, а по бокам – вантами, несколько смещенными назад. Мачта снималась при долгой стоянке, при переносе корабля волоком, а также при постановке в сухой док на зиму, или же в тех случаях, когда корабль было необходимо «спрятать» за невысоким островом.
Викинги придавали большое значение не только мореходным свойствам, но и украшению своего корабля. Корпус окрашивали в яркие цвета водостойкими красками. Сказания упоминают о «черно-синих», «Красногрудых», «синих с белым носом» и иных боевых кораблях. Помимо красок бортовые доски покрывались резьбой. Состав команды напрямую зависел от размеров корабля. На корабле находился капитан, его помощники и один гребец на весло. На корабле у каждого было своя скамья, где викинг отдыхал и хранил свое имущество.
Эпоха викингов – это не только период завоеваний, но еще и период развития торговли. Для этой цели скандинавы использовали специальные купеческие корабли – кнорры. Они были шире и глубже драккаров. На такие суда можно было погрузить гораздо больше товаров. На своих торговых судах викинги стремились сократить численность команды. Количество гребцов было минимальным. На боевых драккарах все было с точностью до наоборот.
Эпоха викингов ознаменовалась развитием навигации. У скандинавов не было каких-то специальных приборов (например, компаса), но они прекрасно обходились подсказками природы. Эти мореплаватели досконально знали повадки птиц и брали с собой их в плавание, чтобы определить, есть ли рядом земля (если ее не было, пернатые возвращались на корабль). Также исследователи ориентировались по солнцу, звездам и луне.

источник

Информация взята с сайта - http://fb.ru